 |
|
|
Князь Д.Бельский, сын Федора Ивановича, построил в монастыре на свои средства деревянную Дмитровскую церковь в начале XVI в. Первым игуменом обители был старец Пафнутий. В 1678 г. монастырь сгорел. В этот же год посадский человек из Луха Максим Федоров ("сын попов") заявил о своем намерении "построить на свое иждивение" каменный храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. С 1698 г. обитель находилась в подчинении суздальского Воскресенского монастыря, а с 1743 г. приобретает самостоятельность. За 50 лет не было ни одного нового строения, а "бывшие пришли в упадок". В последние годы XVIII в. при деятельном игумене Сергие появляются новые постройки и подновляются старые. В этот период монастырь переходит в ведение Костромской епархии. В начале XIX в. было построено духовное училище, два придела к Крестовоздвиженской церкви, каменная колокольня и каменная ограда с часовнями. Ансамбль Никольского монастыря расположен в центральной части села. Вместе с находящейся напротив него (с запада) Покровской церковью образуют своеобразное архитектурное ядро, доминантой которого является Крестовоздвиженский храм. С западной стороны монастырь обрамлен широкой сельской площадью, где в прошлом ежегодно устраивались ярмарки. С востока к ансамблю примыкают поля, с севера и юга - огороды. На расстоянии 1 км к югу от монастыря находится "святое место" - ныне небольшой пруд, окаймленный соснами, - где по преданиям стояла келья преподобного Тихона. Главным входом в обитель являются святые ворота - первый этаж Преображенской церкви, состоящий из двух арочных проемов. По оси центрального входа размещено основное сооружение - Крестовоздвиженская церковь. Слева от нее - длинный одноэтажный корпус братских келий. Справа - ряд подсобных построек. На некотором удалении от братского корпуса (на северо-запад), в глубине территории находится двухэтажный дом священника с деревянным мезонином. Крестовоздвиженская церковь, расположенная в центре монастыря, построена в 1680 г. Она представляет собой трехчастный пятикупольный кирпичный храм. Разные размеры кирпича свидетельствуют о различных периодах постройки отдельных частей памятника. Здание симметрично относительно продольной оси. Входом в него служит многоярусная колокольня, нижний ярус которой перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Сама колокольня была построена только в 1836 г. При ее возведении "соблюдены были все правила архитектурного искусства", а сам строитель Варнава, видимо, отличался тонким чувством изящного. Трапезная имеет вытянутый в ширину объем с закругленными углами, в центре которого расположены четыре крестообразных в плане столба, разделяющие все помещение на девять отсеков. Они перекрыты крестовыми сводами. Угловые нефы имеют цилиндрические распалубки. Холодный храм, соединенный с трапезной арочным проемом, представляет собой двусветный четверик, перекрытый сложной системой свода; в центре два столба. Холодный храм соединен с алтарем тремя арочными проемами. Алтарная часть состоит из трех полукруглых абсид, перекрытых конхами. Архитектурное решение фасадов памятника соответствует времени постройки различных его частей. Так, алтарная часть и четверик холодного храма имеют черты, характерные для культовой архитектуры конца XVII в.: аркатурный пояс под кровлей, усложненной формы оконные наличники с чертами архитектуры "нарышкинского барокко". Решение фасадов трапезной несет в себе черты архитектуры классицизма. Преображенская церковь находится в ограде монастыря. Нижний ее этаж является центральным входом - воротами в обитель. Здание было построено во второй половине XVIII в. и представляет собой прямоугольный в плане объем,перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом, в центре которого - четырехугольный барабан с луковичной главкой. Церковь выполнена из кирпича, снаружи побелена. Кровля покрыта железом. С юга к ней примыкает кирпичная небольшая сторожка. Архитектурная трактовка фасадов здания соответствует времени его возведения: в декоре (в частности, в оконных наличниках) прослеживаются черты архитектуры русского барокко. Кроме наличников к декору фасадов относятся рустованные угловые лопатки, обрамления арок, а также карнизы под кровлей и над первым этажом. Ограда монастыря построена из красного кирпича и побелена. Она возведена предположительно в первой четверти XIX в. Об этом свидетельствует сам стиль постройки - ярко выраженная классическая трактовка наружного облика.
Много полезной информации
Фотографии и описание
|
 |
|