|
|
|
Архитектурно-пространственная композиция сооружения строится на акцентировании его основных объемов: ярусной колокольни, увенчанной шпилем с крестом и монументального четверика, завершенного восьмигранным барабаном с маленькой луковичной главкой. Архитектурные доминанты особенно четко прослеживаются издалека при подходе к селу с севера, т.е. от п.Луха. Церковь размещена на высоком пологом берегу живописной р.Лух. Западным фасадом она ориентирована на сельскую улицу, восточным - на реку. Характерно, что главные ворота - центральный вход - совпадает с "красной линией" застройки. Декоративное убранство фасадов здания состоит главным образом, из деталей и элементов, характерных для позднего классицистического периода в русском культовом зодчестве. Так, традиционные портики украшают южные и северные фасады трапезной-четверика, а также алтаря. Крутые скосы фронтонов портиков трапезной несут в себе уже элементы эклектики, т.к. классические пропорции нарушены. Тяжелы также пропорции низкого "приземистого" барабана четверика сплющенного восьмилоткового купола. Ограда, обрамляющая церковь, состоит из центральных ворот, каменного основания с железной решеткой и промежуточных тумб-связок. Ограда частично утрачена с южной и северной сторон, что можно проследить на чертеже генерального плана. Внутреннее убранство церкви, несмотря на ряд утрат, сохранилось хорошо. Существующая роспись Богоявленской летней церкви, выполненная масляными красками, неодновременна по своим частям. Наиболее старой, возможно, близкой по времени к освящению храма является роспись свода и тромпов храма, а также композиция, помещенная над западным дверным проемом. К тому же времени, безусловно, относятся живописные обрамления верхних оконных проемов храма, ленты, декорирующие арки тромпов, выполненные в виде узких полос классицизирующего растительного орнамента. Можно предположить, что таким сдержанным, тектоничным и разумно сконцентрированным декором и ограничивалось первоначальное живописное убранство храма, хотя не исключено, что ряд композиций мог быть закрыт существующей покраской стен здания. Не ранее начала XX века возникли остальные сохранившиеся композиции стенописи летней церкви: две сцены, фланкирующие дверь западной стены, композиции помещенные на восточной стене алтаря, на своде алтаря, фигуры на боковых стенах центрального алтарного проема. Наиболее поздней, не представляющей художественного интереса частью живописного убранства памятника, является роспись зимней (трапезной) церкви, выполненная в 1974 г. мастерами из Старой Вичуги Ивановской области. Ранее живописной декор в трапезной, по словам местных жителей, отсутствовал. Сохранность дошедшей до нас стенописи Богоявленской церкви сравнительно неплохая. Правда, шелушение привело к осыпям красочного слоя, что несколько исказило первоначальный облик некоторых композиций в своде храма, а также (и это наиболее существенно) к утрате трех композиций в тромпах. Зато сравнительно мало изменился первоначальный колорит росписи, что особенно существенно для восприятия и суждения о стиле первоначальных частей стенописи. В убранстве храма нашел применение и лепной декор. Особенно важна для интерьера композиционная роль двух штукатурных карнизов, проходящих в основании свода восьмерика и поверху стен четверика.
Использованы материалы сайта ivanovo.ru
Фотографии и описание
О церкви
|
|
|