"Мертвая дорога"





























Добавь фото!

Автор: Haritonov Igor',Israel,Petah-tiqwa.

Так уж сложилась судьба, что в отличие от Транссиба, БАМа и даже Печорской железной дороги, у строительства магистрали Салехард-Игарка не было своего устоявшегося названия. Полярная, заполярная, трансполярная дорога – как только ее не называли. В историю она вошла по номерам строительных управлений - №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, причем чаще всего вспоминают именно «пятьсот-первую», распространяя этот номер на все протяжение. Но больше всего ей подходит именно название «Мертвая дорога», отражающее судьбу как самой магистрали, так и многих ее строителей. После Великой Отечественной войны руководство страны и И.В.Сталин четко осознали уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом. Было принято решение создать новый порт в Обской губе, в районе Мыса Каменного, и соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей линией Котлас-Воркута. Технические условия прокладки линии были до предела облегченными, мосты через Обь, Пур, Таз и Енисей на первом этапе не планировались – их функцию должны были исполнять летом паромные, а зимой – ледовые переправы. Земляные работы выполнялись преимущественно вручную, дальняя перевозка грунта – на немногочисленных автомобилях, отсыпка насыпи - ручными тачками. В год на западном участке сдавалось 100-140 км трассы, на восточном – много меньше: сказывались недостаток людей и трудность подвоза материалов.   На этой стройке обрела свой буквальный смысл страшная фраза, родившаяся еще на строительстве Печорской магистрали – о «человеке под каждой шпалой». Вдоль всей трассы была сооружена телеграфно-телефонная линия, которая до 70-х годов связывала Таймыр с внешним миром. Эксплуатация ее участка от Ягельной до Салехарда была прекращена только в 1992 г. После смерти И.В,Сталина, когда было уложено уже более 700 из 1290 км. дороги, отсыпано почти 1100, до сдачи в эксплуатацию оставалось около года, строительство было остановлено. Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было. По некоторым подсчетам с 501 и 503 строек было вывезено около 50 тысяч заключенных, и примерно столько же вольнонаемного персонала и членов их семей. На «Большую землю» вывезли все что могли, но большинство построенного было просто брошено в тайге и тундре. Экономисты впоследствии подсчитали, что решение бросить строительство в такой степени готовности привело к убыткам для бюджета страны намного большим, чем если бы дорога все же была достроена, не говоря уже о ее перспективном продолжении до Норильского промышленного района, где уже осваивались богатейшие месторождения железа, меди, никеля, угля. Гигантские газовые месторождения Западной Сибири еще не были открыты – кто знает, может тогда судьба дороги была бы совсем иной.


Общий рейтинг

(8 голосов)

Обсудить!

(3 мнения)

Добавь своё чудо!
Жители Ямала

Вячеслав Наговицын

Все мы знаем, что славная земля Российская имеет много природных реликвий, святынь, оберегаемых всем народом. Но для сердца каждого россиянина озеро Байкал занимает особое место.


Арсен Каноков

Всевышний был щедр к нам, когда создавал величественные горы, живописные ущелья и долины, многочисленные лечебные источники, все то, чем сегодня гордится наш уникальный край


Николай Коляда

Очень хорошо, что в наших городах появляются именно такие оригинальные, живые памятники. Ведь совсем необязательно, чтобы, как раньше, были лишь тяжеловесные, мрачные и пафосные монументы, которые просто подавляли все вокруг себя




ОАО "ИЗВЕСТИЯ"
Адрес: 127994, ГСП-4, Москва, К-6, ул. Тверская 18, корп. 1
Главный редактор: Владимир Мамонтов
Генеральный директор: Петр Годлевский
Телефон для справок: 650-0581

ГТК «Телеканал «Россия»
115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д.37
Тел 7(495) 251-44-28
Факс 7(495) 250-43-66
e-mail:

Государственная радиовещательная компания "Маяк"
Адрес: 115326, Москва, улица Пятницкая, 25
Телефон: (495) 950-67-67
Факс: (495) 951-51-89

Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2007. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл - ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Адрес электронной почты web-редакции: info@vesti.ru, программы "Вести": accredit@vesti-rtr.com

Copyright © 2007-2008 ruschudo.ru